Довольно часто, общаясь с руководителями предприятий, мне задавали вопрос – можно ли с помощью автоматизированной системы заменить менеджмент того или иного подразделения на производстве, чтобы она сама оперативно производила расчеты и выдавала «правильные решения»? Интерес здесь простой — снизить зависимость предприятия от конкретных исполнителей, а в перспективе – снизить затраты предприятия за счет уменьшения количества персонала. Однако правда жизни такова, что ни одна система пока не в силах заменить человека. Какие бы совершенные алгоритмы не были заложены в систему.
Однако недавно был сделан шаг вперед по приближению этого счастливого будущего. Речь идет о нашем проекте автоматизации на птицефабрике, где руководство компании озаботилось отсутствием должного понимания процессов балансировки разделки мяса птицы и сильной зависимости предприятия от мастерства конкретного исполнителя. По сути решение данной задачи стало вопросом экономической безопасности предприятия.
Текущая ситуация и предпосылки изменений
На птицефабриках как правило заранее (иногда сильно заранее — до 40 дней) понятен объем мяса курицы, который пойдет на убой. Этот объем нужно распределить по заказам покупателей и на запас на складе. Кому-то нужна целая тушка, кому-то голени, кому-то филе и т.д Менеджер, имея заказы покупателей и внутренних подразделений, понимая ограничения по загрузке оборудования и карты разделки курицы (у клиента использовалось порядка 250 вариантов разделки курицы) должен определить:
- сможем ли мы на 100% выполнить заказ каждого покупателя
- если все заказы не могут быть исполнены, то определить приоритеты – кого из клиентов будем отгружать, а кого будем ставить в очередь
- сформировать заявку на производство
У нашего клиента ответственный менеджер данные задачи выполнял, опираясь только на свой опыт и мудреный Excel. Данная ситуация еще более усложнялась наличием нескольких территориально удаленных производственных площадок в компании.
Думаю, не нужно объяснять, что в любой ситуации, где менеджер заболел, ушел в отпуск, уволился, у предприятия могли возникнуть проблемы с исполнением заказов покупателей, т.к. полноценно его заменить просто некем.
Что было сделано?
Основной задачей в проекте было разработать автоматизированный инструмент на «1С», который:
- сделает оценку исполнимости заказов и повысит ее точность на основании математических алгоритмов
- даст информацию коммерческому отделу для определения приоритетов в отгрузках
- сформирует план-заявку на производство «по волнам» (по сменам)
Совместно с клиентом были определены основные принципы оценки исполнимости заказов, формирования заявки на производство и описаны в математической модели программного продукта. Наши разработчики использовали два основных алгоритма: «жадный алгоритм» и «алгоритм отжига».
Не буду отбирать хлеб у программистов и описывать математические алгоритмы )) Это тема отдельного материала. Если описать их простыми словами, то имея входную информацию о заказах, картах разделки, ограничениях оборудования наш автоматизированный инструмент предлагает оптимальный план разруба птицы и формирует документ «Заявка на производство», которую менеджер подтверждает или вручную корректирует и далее передает в производство на исполнение.
Так это выглядит в системе:
Безусловно, инструмент нельзя назвать полноценной заменой человеку, т.к. окончательное решение по заявке на производство все равно принимает менеджер. Однако, получив инструмент, который вобрал в себя мастерство практиков по планированию производства, хочется задуматься о следующем шаге – полной замена «людей» на систему.