Сегодня поговорим об автобиографической бизнес-книге «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда» Тони Шея – создателя компании Zappos (онлайн-магазин одежды, обуви и аксессуаров).
К справке – компания Zappos, возглавляемая Тони с 2000 года (по сути – стартап с нулевым оборотом) была куплена Amazon в 2009 г. за 1,2 млрд. американских рублей. При этом Zappos сохранила свою автономию и Тони Шея как директора компании.
Когда мне порекомендовали почитать эту книгу впервые, я не очень понял – чем может быть интересна/полезна книга про интернет-магазин, который и в России-то не работает? Тем более, что к интернет-магазинам имею отношение только как потребитель. Когда рекомендацию сделали в пятый раз – взял книгу в руки и прочитал. Забегая вперед скажу, что она того стоила.
О книге
«Доставляя счастье..» написана не как классическая книга по менеджменту – структурированная, полная рекомендаций-рецептов-советов как можно сделать свой бизнес и жизнь лучше и эффективнее. Тони Шей просто рассказывает о своей жизни, мыслями о создании и ведении бизнеса, созданию неповторимого духа команды в своей компании и о том как счастье становится высшей ценностью для сотрудников и покупателей.
Пересказывать книгу бессмысленно, кто захочет – сам прочитает. Лучше поделюсь субъективным мнением о книге и мыслях, возникших после прочтения.
- Стиль. «Доставляя счастье..» читается легко, как говорится в избитой фразе — «на одном дыхании». Приятно следить за перипетиями жизни описываемых в произведении персонажей. Автор смог сделать деловую книгу жизнерадостной, а это немногим удается.
- Счастье. Центральная тема, вокруг которой и строится описание. Тем, кто делает бизнес не только для того, чтобы в кармане была звонкая монета, книга должна аукнуться. Тони описал как через высочайшее качество сервиса можно доставлять радость не только клиентам, но и сотрудникам, поставщикам, партнерам и инвесторам.
- Принципы-ценности. О ценностях компании, их пользе и необходимости много где и чего написано. 10 ценностей компании Zappos, описанные в книге, привлекают своей простотой и естественностью. Импонирует как их применение делает жизнь сотрудников и клиентов лучше.
// В нашей компании через NN-ое количество времени после ее создания тоже были сформулированы ценности. После прочтения «Доставляя счастье..» в рамках нашего корпоративного книжного клуба и под воздействием данной книги мы пересмотрели свои базовые ценности и добились вывода наших отношений внутри компании на новый, более высокий уровень.
- Ложка дегтя. Есть некий скепсис от того, что все подано как-то гладко и положительно. Наверняка мнение Тони о Zappos как о компании мечты (по крайней мере мне так показалось) разделяют не все сотрудники, но это скорее моя жажда большей реалистичности рассказа. Впрочем, книгу это не сильно портит.
- Кому читать. Книга точно должна быть прочитана теми, кто считает, что у них есть в компании команда (не по названию, но по духу), чтобы получить положительный эмоциональный заряд и мысли – как сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше. Остальным книга может просто подарить хорошие впечатления от прочтения. Ведь так нечасто можно познакомиться с людьми (пусть даже и заочно), для которых бизнес – это не просто способ срубить бабла, а найти путь к счастью и пониманию чего ты хочешь от жизни.
В завершение
Если верить данным Википедии о книге «Доставляя счастье..», то на рукопись у Тони ушло 2 недели. При этом он не переставал исполнять обязанности директора Zappos. Такая плодовитость и талант заслуживает как минимум уважения. А лучше прочтите книгу и приобретите ее для своей или корпоративной библиотеки. У нас в компании такая книга есть.