В свое время, когда мы дошли до определенного уровня развития нашей компании, мы задумались о нашем корпоративном будущем – что нам наиболее интересно? как еще мы можем нанести пользу нашим клиентам? как стать лучшими в своем деле? к чему мы можем прийти? …
Так случилось, что именно в это время к нам попала в руки книга Джима Коллинза «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет..». Она существенно помогла нам в формировании ответов на эти вопросы, заставила серьезно пересмотреть наши взгляды на наше взаимодействие внутри компании + повлияла на наш выбор отраслевой специализации (мы стали работать только с компаниями сектора FMCG)
Теперь, собственно, о самой книге. Основная ее идея – как превратить среднюю (читай – хорошую) компанию в великую? Джим Коллинз пишет о результатах своего шестилетнего исследования, в котором компании, совершившие прорыв относительно своего рынка, сравнивались с теми, кому это не удалось. И у всех великих компаний обнаружились схожие элементы успеха, которые и раскрываются в «От хорошего к великому».
В книге структурированно раскрыты 7 ключевых принципов для перехода от хорошей компании к великой (к тем, которые отложили на моем сознании особый отпечаток, остановлюсь чуть подробнее):
- Руководитель 5 уровня
- Сначала кто… затем что
Очень ответственный подход к тому — с кем работать. Команда — это главное. После прочтения мы поняли, что с частью сотрудников нам не по пути и с ними пришлось расстаться. Зато с остальными сложились более тесные и полезные для всех отношения.
- Смотрите суровым фактам в лицо
В борьбе с невзгодами «парадокс Стокдейла» (сохраняйте веру и в конце вы победите, но также смотрите в глаза самой суровой правде жизни) является действенным принципом, который позволит выйти из любой борьбы более сильным.
- «Концепция ежа», или три пересекающихся круга
Этот принцип понравился мне больше всего. Он основывается на четком понимании того, чем вы и ваша команда хотите заниматься. Это более широкое понятие, чем «ключевая компетенция».
Для того, чтобы определить, в чем вы действительно можете достичь величия, необходимо ответить на три вопроса
- Что вас действительно волнует?
- На чем основывается ваша экономическая модель?
- В каком виде деятельности вы могли бы стать лучшими в мире?
И еще очень важно сразу определиться – с чем и почему вы не хотите связываться, чтобы в дальнейшем избежать соблазнов расшить бизнес за счет диверсификации.
Для себя, как я уже писал выше, мы выбрали нашу текущую нишу – автоматизацию компаний сектора FMCG.
- Культура дисциплины (свобода и ответственность)
- Технологии как акселераторы
Применять/внедрять новые технологии соответствующие стратегии, но не идти за технологиями слепо.
- Раскручивайте маховик
Начинать постепенно двигаться к намеченной цели. Вначале может казаться что никаких результатов нет. Однако, чем дальше, тем больших результатов можно достигать прилагая одинаковые усилия. Главное – правильно выбрать направление и быть уверенным что это именно то что приведет вас к успеху (соответствует концепции ежа).
Мне понравилось, что в книге описана не голая теория (как это нередко бывает в зарубежной литературе) с предположениями автора, а проделан огромный монументальный труд по исследованию большого числа ведущих компаний, который изложен в доступной, легко читаемой форме.
Возможно, книга не идеальна для наших российских реалий, т.к. базируется на исследованиях американских компаний (к сведению, часть компаний, описанных в книге, не так хорошо себя чувствуют в настоящее время — крах ипотечного агентства Fanny Mai), но сами ключевые идеи очень полезны.
Что хочется сказать в завершение — масштабнейшее исследование Джима Коллинза и его команды — это просто must read для топ-менеджеров компании и членов их команды, которые хотят расти сами совместно с компанией. Эта книга — невероятный вдохновитель! Даже не будучи руководителем, заряжаешься желанием вести свою компанию к величию.
Для высококонкурентного рынка FMCG идеи могут быть особенно полезны.
Начните раскручивать свой маховик уже сейчас!
P.S. Кстати, у Джима есть еще не менее интересная книга «Великие по собственному выбору». Тоже будоражащая мысль вещичка, но об этом в другой раз.