Судя по той части рынка, которую охватывают наши каналы продаж, процент успешности внедрений MES существенно ниже, чем при внедрении ERP или, например, WMS. Уже не раз нас просили закончить проект внедрения MES, начатый кем-то другим, или выполнить аудит внедрения. Ниже собрал топ ошибок, допускаемых при внедрении MES и написал шпаргалку-ориентир, которая позволит самостоятельно оценить состояние внедрения.
Организационные ошибки
1. Отсутствие ответственности мастеров и начальников цехов за учет
MES – система цехового уровня. За учет в MES должны отвечать сотрудники производства, иначе информация в MES не будет достоверной. На каждом предприятии существуют формы, в которых производство отчитывается за свои результаты: перед бухгалтерией, перед руководством, перед технологом и руководителем производства. Эти формы должны быть заменены MES-системой. Например, они могут быть реализованы в качестве отчетов в MES-системе. Процесс заполнения форм должен быть заменен процессом подтверждения корректности информации и результатов смены в MES.
2. Отсутствие спроса на информацию из системы
Если результаты учета в MES не используются в качестве первичной информации для бухгалтерии, если из MES не печатаются первичные документы, если отчеты из MES не запрашиваются регулярно руководителями, учет в MES становится задачей второго порядка и им будут пренебрегать. Соответственно, информация в MES не будет достоверной.
3. Отсутствие пользовательской и технической документации
Несмотря на то, что функционал первичного учета в MES в идеале должен быть таким, чтобы новый сотрудник мог обучиться за несколько минут, контрольные, аналитические операции и процедуры планирования должны быть описаны для того, чтобы новые нерядовые сотрудники могли самостоятельно обучаться работе с системой. Кроме того, инструкции – это незаменимая шпаргалка для специалистов первой линии поддержки, которые снимают основную часть несложных вопросов пользователей.
Техническая документация или альтернативные средства описания системы, например, автоматические тесты, нужны для того, чтобы специалисты второй линии поддержки, решающие сложные вопросы и выполняющие доработки системы понимали, как работает система и выполняли доработки оптимальным образом, не придумывая велосипеды и не ломая существующий функционал.
4. Неукомплектованная команда проекта:
- Отсутствие или невовлеченность функциональных потребителей
MES – система, упрощающая доступ к информации о производстве, но у этой информации должны быть потребители: главный технолог, который хочет иметь больше возможностей для анализа, руководитель производства, который хочет более тотального контроля, финансовый директор, который хочет более достоверной информации. Только эти люди могут проконтролировать полноту и корректность учета. Если они не видят смысла в MES-системе, не формируют спрос на информацию из MES-системы, не участвуют непосредственно во внедрении, не обеспечивают работу производственников с системой, пропадает главный драйвер внедрения и система может годами находиться в состоянии «почти работает».
- Отсутствие координатора проекта
Самая частая причина срыва сроков проектов MES – задержки в поставках, монтаже или настройке оборудования. В команде проекта должен быть человек, который будет контролировать все работы проекта – и на стороне разработчиков, и на стороне завода, и на стороне поставщиков. Чаще всего такой человек выделяется со стороны завода, поскольку ему проще контролировать ключевые работы на заводе ввиду физической близости.
- Отсутствие первой линии поддержки
При сопровождении информационных систем можно выделить две линии поддержки: первая должна снимать 90% простых вопросов, пользуясь инструкциями, базой знаний и собственным опытом. Вторая линия решает вопросы, с которыми не справилась первая, а также занимается развитием системы. Вторая линия может отдаваться на аутсорс, в первой не обязательно должны быть IT-шники. По нашей статистике с такой работой лучше справляются люди, работавшие ранее на производстве, имеющие склонность к IT и желание помогать людям. Часто их набирают из сотрудников производства, предлагая более интересную компенсацию труда и карьерные перспективы. В отсутствии первой линии более дорогостоящие IT-специалисты будут все время заниматься «латанием дыр», с меньшим успехом, кстати. При этом система не будет развиваться.
Методические ошибки
1. Учетные операции, не соответствующие реальности
Такие операции появляются в системе по разным причинам. Например, главный бухгалтер не хочет отражать возврат в производство продукции с истекающими сроками годности и просит, чтобы это количество вычиталось из выпуска текущего дня. Или какой-то руководитель запретил редактировать состав погруженной в автомобиль продукции и кладовщикам при возникновении ошибки приходится сканировать заново всю погруженную продукцию. Или кто-то из участников проекта решил сделать «виртуальный передел» про запас, для того момента, когда появится возможность реально учитывать количество полуфабриката. Мы не раз наступали на эти грабли, видели много примеров в проектах, выполненных не нами, и я с уверенностью могу сказать, что в каждой ситуации был альтернативный выход, который позволял решить проблему меньшей кровью. В MES-систему должна вводиться информация, соответствующая действительности. Соблюдение этого правила сэкономит время команде проекта и деньги предприятию.
2. Внедрение оперативного учета в одной базе с регламентированным
К сожалению, подобные решения косвенно пропагандируются и самим 1С, при агрессивной маркетинговой поддержке ERP. Точнее так эту рекламу воспринимает рынок. И даже нам не всегда удается переубедить наших клиентов. И по российским, и по международным стандартам проектирования информационной среды предприятий MES и ERP – системы разного уровня. Подразумевается, что это отдельные информационные базы. Самая понятная, хоть и не единственная проблема учета в одной базе – высокие требования к производительности и отказоустойчивости MES-уровня, которым противоречат огромные размеры и, соответственно, высокие системные требования баз ERP. Кроме того, это сложности при обновлении, более высокие риски отказа оперативного учета. И это при идеальном совмещении MES и ERP контура, которое как сферический конь в вакууме – все мечтают, но никто не встречал. В реальности же накладывается кривое исполнение, обновление усложняется в разы, а интерпретация данных из контура MES в ERP работает на порядок хуже, чем если бы это была интеграция через какую-нибудь готовую шину данных.
3. Склады без материальных ответственных лиц
Такой интересный способ исполнения по сути обычной ордерной операции передачи между складами мы не раз встречали у мясопереработчиков. Когда передающее и принимающее подразделение выполняют независимые перевешивания или пересчет передаваемых материальных ценностей, некоторые видят решение в выделении склада, чаще всего виртуального (см. пункт 1), на котором накапливается положительная или отрицательная разница между взвешиваниями. При этом склад де факто не относится ни к одной, ни к другой стороне, разница падает напрямую на убыток предприятия. Получается отличная «дырка» для сокрытия проблем с выходами или хищений.
Более корректно учитывать информацию обеих сторон таким образом, чтобы расхождения влияли на их результаты, и чтобы при закрытии смены они вынуждены были договариваться о том, какая цифра будет принята истинной. Например, данные производства могут считаться выпуском, данные склада готовой продукции – передачей. Если по каким-то причинам все-таки требуется выделение «буферного склада», ответственность за закрытие смены на этом складе должна быть возложена на одну из сторон, а списываемые расхождения должны влиять на результаты этой стороны.
Технические ошибки
1. Высокая сложность интерфейсов первичного учета
При внедрении ERP сложность интерфейсов компенсируется уровнем подготовки тех людей, которые ведут учет в ERP. Кроме того, для большинства людей, ведущих учет в ERP, это основная их функция – это бухгалтера, экономисты, специалисты по учету, операторы. В MES первичный учет выполняется силами людей, чья основная функция – выполнять производственные или складские операции. Они не заинтересованы в корректности учета, часто их интересы прямо противоположны. Многие из них не имеют опыта работы в учетных системах. Для того, чтобы такая система работала, ее интерфейсы должны быть не просто хороши, они должны быть очень круты:
- Учет первичной операции в MES должен быть не сильно медленнее, а в идеале, быстрее, чем учет этой же операции на бумаге;
- Вероятность ошибки должна быть сведена к минимуму;
- Там, где это возможно, интерфейсы должны помогать работникам в выполнении тех операций, за которые они получают зарплату, и уж точно не должны сильно мешать.
Такие интерфейсы непросто сделать с первого раза. Их в-принципе трудно сделать, ведь при разработке учетных систем исторически больше внимания уделяется организации хранения и обработки данных, чем удобству ввода данных и взаимодействия с ними. Большинство разработчиков просто не обладают необходимым опытом и компетенциями. В результате предприятия получают решения, внедрение которых «буксует» на каждом производственном участке из-за жесткого сопротивления производственных сотрудников, которые должны вести учет.
- Низкая производительность системы
Ввиду того же факта, что для сотрудников, осуществляющих учет в MES сам учет является вторичной задачей, MES-система должна иметь более быстрый отклик при учетных операциях, чем ERP. Если для ERP проведение документа в течении 10 секунд может быть нормальным, в случае с MES это чревато невыполнением производственных планов или, что более вероятно, некорректным учетом.
У низкой производительности решений MES-систем, как правило, две причины:
- Неподходящая архитектура решения
- Низкое качество кода
Первая часто проявляется в выборе неподходящего программного продукта, например, когда задачи оперативного производственного учета решают в ERP-системе. Но даже в специализированных отраслевых решениях на платформе 1С качество архитектуры, а иногда и кода оставляет желать лучшего, ввиду малого опыта разработки программных продуктов у партнеров 1С и отсутствия контроля со стороны самой 1С.
Критерии успешности запуска MES-системы
Как понять, что MES-система действительно работает? К чему стремиться при запуске системы? Ниже краткая шпаргалка. Соответствие приведенным в ней критериям, нужно проверить на каждом организационно выделенном производственном участке. Если ваша MES-система на всех производственных участках работает так, как написано ниже, то вы смогли избежать большинства упомянутых ошибок.
- Оперативный учет ведется участниками производственного процесса самостоятельно, помощь IT-специалистов требуется в исключительных ситуациях
- Смены или дни закрываются мастерами участков или начальников цехов, с проверкой корректности учета и оценкой результатов смены
- Отчетность по участку корректна, нет отрицательных остатков, неадекватных выходов, прослеживаемость может быть построена по каждой партии
- Информация для финансового учета и управленческая отчетность берется из MES без возможности изменения. Это может быть интеграция, печать без возможности редактирования, либо самостоятельная работа специалистов, ведущих финансовый учет, в MES.
- Производительность соответствует заявленным показателям: первичные операции выполняются с адекватным временем отклика, отчеты формируются за приемлемое время.
Что с этим делать?
Часть решений есть в самом описании ошибок, но не все ошибки можно обойти, просто зная о них. Большинства этих, и не только этих ошибок можно избежать, правильно выбрав партнера для внедрения MES. И именно про выбор подрядчика и про особенности внедрения MES своими силами я хотел написать в этом разделе. Но статья получилась длинной, поэтому напишу про это в следующий раз.